Калькулятор
стоимости
Специальная оценка условий труда

8(384-2) 46-50-01

67-48-01

Предзаказ

Гид по специальной оценке условий труда

1. Понятие специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
 

2. Комиссия по специальной оценке условий труда.
 

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. Организация проводящая специальную оценку условий труда.
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:

1) отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;

5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Специалист по охране труда.

В случае отсутствия в организации специалиста по охране труда, работодатель может действовать следующим образом. В организации с численностью 100 и менее работников решение о введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации при наличии вредных условий труда в данной организации. Руководитель организации вправе возложить обязанности по охране труда на другого работника (с его согласия), который после необходимого обучения, помимо основной работы, будет выполнять обязанности специалиста по охране труда. При отсутствии в организации специалиста по охране труда руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Реестр организаций, предоставляющих услуги квалифицированных специалистов по охране труда на договорной основе находится в свободном доступе на сайте -
http://rao.rosminzdrav.ru/.

5. Процедуры по проведению аттестации.

На этапе проведения аттестации, работодателем издаются следующие внутренние документы и предпринимаются соответствующие действия:

5.1 Порядок создания аттестационной комиссии.

- Работодателем издается приказ о создании аттестационной комиссии. 

- Приказом назначается председатель аттестационной комиссии – представитель работодателя.

- В приказе указываются представители аттестующей организации, привлеченной работодателем.

- Также в приказе может быть отражен перечень мероприятий, которые необходимо провести.

- Приказ издается после заключения договора с аттестующей организацией.

5.2 Мероприятия, осуществляемые аттестационной комиссией.

1) Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов согласно рекомендациям аттестующей организации;

2) Составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

3) Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих согласно трудовому законодательству РФ;

4) Заполняет и подписывает карты аттестации;

5) Готовит предложения о внесении изменений либо дополнений в трудовые договоры в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством гарантиями и компенсациями за работу с вредными либо опасными условиями труда.

5.3 Проведение аттестационной комиссией оценок и измерений. Аттестационная комиссия проводит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Процедура оценки состоит из следующих этапов:

1. Аттестационной комиссией проводится измерение воздействия различных физических факторов, оказывающих влияние на работника в процессе трудовой деятельности, таких как: шум, вибрация, степень освещенности и других подобных факторов.

2. Результаты оценок и измерений должны оформляться соответствующими протоколами.

3. Протоколы подписываются специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяются печатью этой организации.

4. При соответствии условий труда законодательно установленным требованиям, рабочее место признается аттестованным с формулировкой «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

5. При несоответствии условий труда законодательно установленным требованиям, рабочее место признается аттестованным с формулировкой - «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». Аттестационная комиссия оформляет отчет об итогах аттестации согласно разделу и по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Отчет аттестационной комиссии должен содержать следующие документы:

1. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

2. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;

3. Карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;

4. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

5. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;

6. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;

7. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

8. Сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организации (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

9. Протоколы заседаний аттестационной комиссии;

10. Заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

11. Предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Работодатель не имеет право утверждать отчет об аттестации, в случае если какой-либо из вышеуказанных документов не подписан представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

5.4 Заключительные меры по аттестации.

1. Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с момента его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

2. Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

3. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

4. Вышеуказанные документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

5. Отчеты хранятся у работодателя в течение 45 лет, а при наличии у него тяжелых, вредных и опасных условий труда - 75 лет. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

6. Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест.

Непроведение аттестации рабочих мест квалифицируется как нарушение положений трудового законодательства. Нарушение работодателем трудового законодательства либо неисполнение работодателем предъявленных предписаний в ходе государственной проверки соблюдения трудового законодательства квалифицируется как административные правонарушения и может быть основанием для привлечения виновных к административной ответственности. Данное утверждение подтверждается сложившейся судебной практикой.

Для юридических лиц предусматривается административная ответственность в виде штрафа от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток. В случае невыполнения работодателем предписаний, вынесенных ему в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

7. Компенсация затрат на проведение аттестации.

Работодатели могут частично компенсировать затраты на проведение аттестации за счет государства. На данный момент действуют Правила финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Согласно данным правилам, организации имеют право использовать для частичного финансирования проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до 20% сумм страховых взносов, перечисленных в Фонд социального страхования Российской Федерации в предыдущем году, за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим в организации.

8. Дополнительные меры, предпринимаемые государством в целях реализации гарантий работника на безопасные условия труда.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ утверждается перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий труда и снижению уровней профессиональных рисков. Данные перечни вводят дополнительные требования по обеспечению безопасных условий труда и должны учитываться работодателем при проведении аттестации. Однако, несмотря на это далеко не всеми работодателями проводится аттестация рабочих мест. Наиболее сознательными являются организации с опасными условиями труда. В остальных случаях работодатели сталкиваются с неприятностями, вызванными непроведением аттестации рабочих мест уже в ходе государственной проверки соблюдения трудового законодательства. В заключении можно отметить очевидные успехи государственной политики в области обеспечения безопасных условий труда и снижения производственного травматизма. Среди них можно определить совершенствование трудового законодательства и законодательства об охране труда, а также повышение государственного надзора и контроля при обеспечении работодателем надлежащих условий труда для работников.

 

Назад